User login

В Африке местные компании противостоят многонациональным корпорациям

По данным исследования, проведенного компанией Boston Consulting Group (BCG) доходы транснациональных корпораций (ТНК) в Африке выросли во многих отраслях, однако их доля на рынке сократилась. Это связано с прорывом африканских предприятий.
По заключениям BCG, сегодня на сокращение доли мультинациональных компаний (МНК) на африканском рынке могут влиять предприятия, присутствие которых совсем недавно эти же МНК не замечали.

Консалтинговая фирма “В поединке со львами” (англ. Dueling with Lions) (https://www.bcgperspectives.com) в своей стратегии подчеркивает прогресс африканских предприятий перед МНК на рынках континента.

Рынок акций
BCG показывает, что в многих областях через крупнейшие экономики континента, оборот крупных МНК увеличился между 2009 и 2013 годами, однако их рыночные доли за этот период уменьшились за счет увеличения доли местных предприятий. Например:
- в цементной отрасли в Кении оборот ТНК увеличился с 287 млн долл. в 2009 г. до 397 млн долл. 2013 г., но в то же время их доля на рынке уменьшилась на 15 пунктов до 40%;
- на рынке фруктовых соков в Нигерии их доходы ТНК увеличились с 79 до 111 млн. долл., но их рыночная доля в конце 2013 г. сократилась на 6 пунктов до 15%;
- на рынке бутилированной воды в Марокко продажи ТНК между 2009 и 2013 г. в среднем в год выросли на 17% до 44 млн долл., и в то же время их доля на рынке сократилась на 2 пункта до 12%.

Смежность
В своем докладе BCG делает особый акцент на прорыв “африканских львов”, которым через увеличение доли своего присутствия удалось укрепиться на своих местных рынках, а также и на всем континенте. Среди них такие группы:
- нигерийский конгломерат Dangote,
- южно-африканский оператор телекоммуникаций MTN,
- кенийская пищевая компания Bidco,
- банки марокканские - Attijariwafa, BMCE Bank of Africa (Banque marocaine du commerce extérieur) или Народный банк (фр. Banque populaire), их кенийский партнёр Equity Bank, а также страховая компания – их соотечественник – марокканская компания Saham Group.

“МНК имеют основания верить в долгосрочный потенциал Африки”, говорится в заявлении помощника директора BCG Патрика Дупо (Patrick Dupoux). При этом впечатляет качество африканских конкурентов. К тому же, африканские предприятия имеют преимущество в виде большей близости к местной экосистеме, это касается также поставщиков, потребителей, человеческих ресурсов, политических деятелей. А сегодня к этим преимуществам прибавился реальный доступ к капиталу и международным технологиям. Комбинация этих двух факторов делает африканские предприятия грозными конкурентами.

Уроки
"ТНК и “африканским львам” есть чему поучиться друг у друга”, - отмечается в отчёте BCG. Например, ТНК могут поучиться у своих африканских конкурентов, мобилизируя команды, посвященные долгосрочному развитию в Африке. Африканским предприятиям предлагают узнать у ТНК, как лучше структурировать и управлять волатильностью и разобраться в вопросах управленческой преемственности.

http://www.jeuneafrique.com/278336/economie/en-afrique-les-entreprises-locales-font-plus-que-resister-aux-multinationales/?utm_source=[Newsletters]+Jeune+Afrique&utm_campaign=01aba2c4eb-Newsletter_business_mailchimp_10112015&utm_medium=email&utm_term=0_9e88e09281-01aba2c4eb-339085957