Вход на сайт

Условия ведения хозяйственной деятельности в Бенине

Изображение-2: 

Бенин: объём прямых иностранных инвестиций (ПИИ, потоки) в 2018 г. - 207,5 млн. долларов США (в текущих ценах, ЮНКТАД)
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) - англ. Foreign Direct Investment (FDI)

Индекс африканского потенциала (ИАП) 2019
С 2011 г. Фонд по укреплению потенциала африканских стран (англ. African Capacity Building Foundation – ACBF, спесциализированное агентство АС, находится в Хараре, Зимбабве https://www.acbf-pact.org/) публикует ежегодный доклад об укреплении потенциала Африки (англ. Africa Capacity Report – ACR).
Доклад об укреплении потенциала Африки измеряет и изучает способность африканских стран осуществлять свою повестку дня в области развития, уделяя особое внимание ключевым определяющим факторам и компонентам потенциала для развития. Фонд по укреплению потенциала африканских стран определяет потенциал как “способность людей, организаций и общества в целом успешно управлять своими делами” и развитие потенциала как процесс, с помощью которого “люди, организации и общество в целом раскрывают, укрепляют, создают, адаптируют и поддерживают потенциал с течением времени”.
Потенциал африканских стран, рассматриваемый в Докладе об укреплении потенциала Африки, отражен в Индексе африканского потенциала (ИАП). ИАП – это составной индекс, рассчитанный на основе количественной и качественной оценки четырех субиндексов или индикаторов “кластеров” по специально разработанному опроснику. “Кластер политическая среда” рассматривает условия, которые должны быть созданы, чтобы сделать возможными трансформационные изменения и развитие. В “кластере процессов реализации” оценивается степень, в которой страны готовы предоставить результаты и итоги. “Кластер результатов развития на уровне страны” относится к ощутимым результатам, которые способствуют развитию. И “кластер результатов развития потенциала” измеряет изменения в условиях жизни человека.
Бенин ИАП 2019 Рейтинг 12 оценка 58.4
Кластер 1 Политическая среда 96.7
Кластер 2 Процессы реализации 34.8
Кластер 3 Результаты развития на уровне страны 100.0
Кластер 4 Результаты развития потенциала 51.7

Агентство продвижения инвестиций и экспорта в Бенине
Agence de Promotion des Investissements et des Exportations http://gufebenin.org/

Стимулы и гарантии для иностранных инвестиций
В Бенине действуют два главных документа, которые юридически регулируют иностранные инвестиции в стране – Инвестиционный кодекс 1990 г. и Рыночный кодекс 2009 г.
Кроме этих двух кодексов, экономическая деятельность для иностранных инвесторов определяется в нормативных актах по соответствующим областям.
Действующий Инвестиционный кодекс устанавливает для всех предприятий, работающих в Бенине, одинаковый подход к фирмам, независимо от их национальности и гарантирует предприятиям коммерческую свободу, свободу въезда, пребывания и выезда для иностранных специалистов, свободу управления и передачи капиталов, а также гарантию против национализации и экспроприации.
Предусмотрено, что этот закон приведён в соответствие с законодательством Организации по гармонизации в Африке хозяйственного права – OHADA (фр. – Organisation pour l'Harmonisation en Afrique du Droit des Affaires), членом которой является Бенин.
С целью продвижения иностранных инвестиций в июле 1998 г. в Бенине был создан Центр продвижения инвестиций (фр. – Centre de Promotion des Investissements).
Инвестиционный кодекс Бенина предусматривает три привилегированных режима (А, B, C) и специальный режим:
- режим "A" предназначен для иностранных или национальных малых и средних предприятий, инвестиции которых составляют между 20 и 500 млн. франков CFA (т.е. между 30490 и 762245 евро);
- режим "B" предназначен для крупных предприятий, которые подтвердили свои инвестиции в размере между 500 млн. и 3 млрд. франков CFA (т.е. между 762245 и 4573471 евро);
- режим "C", или режим налоговой стабилизации, предназначен для очень крупных предприятий, инвестиции которых превосходят 3 млрд. франков CFA (т.е. 4573471 евро).

Специальный режим предназначен для предприятий, которые работают в сфере услуг, имеют важное значение в некоторых областях, и сумма их инвестиций составляет как минимум 20 млн. франков CFA (30490 евро), а также для предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность, соответствующую привилегированным режимам, совершивших разовое инвестирование на 5 млн. франков CFA (т.е. 7623 евро).

Режимы “A”, “B” и “C” применяются к следующим видам деятельности:
- обрабатывающая промышленность;
- развитие сельских районов (сельское хозяйство, животноводство, рыболовство, аквакультура, лесоводство);
- электронные и механические монтажные работы.

Специальный режим (для инвестиций в размере как минимум 20 млн. франков CFA, т.е. 30490 евро) применяется к следующим видам деятельности:
- туризм и гостиничное хозяйство;
- культурные и художественные произведения, аудио- видео- продукция (диски, кассеты и достижения кинематографических фильмов);
- охрана окружающей среды;
- оказание услуг в областях охраны здоровья, образование, строительство объектов транспорта и связи, и ремесленные работы.
Для инвестиций в размере от 5 до 20 млн. франков CFA (т.е. от 7623 до 30490 евро) к любому виду хозяйственной деятельности может быть применён любой режим “A”, “B” и “C”.

Гарантии, преимущества и обязанности предприятий -

Для режима “A”:
- при создании предприятия скидка на 75 % на ввозные пошлины и сборы, за исключением дорожного налога (или налога на обслуживание путей сообщения) (la taxe de voirie (TV)) и налога на статистику (la taxe de statistique (TS)) на машины, технику и оборудование, предназначенное для производства или для эксплуатации в рамках хозяйственной деятельности предприятия; специфические запасные детали для импортированного оборудования в пределах суммы равной 15% стоимости СИФ (CAF – фр. coût, assurance, fret) оборудования.
В период эксплуатации машины, техника, оборудование и запасные части, не упомянутые в договорных документах, так же как и обязательные налоги относятся к общим правилам. (Налоги на машины, технику, оборудование и запасные части, не упомянутые в договорных документах, взимаются по общим правилам.)

Режим “А” – для мелких и средних предприятий:
В период создания предприятие не оплачивает взимаемых ни пошлин, ни налогов, за исключением дорожного налога и налога на статистику. В период ведения хозяйственной деятельности предприятие освобождено от налога на производственную и торговую прибыль (BIC – фр. (Bénéfice Industriel et Commercial), а также от вывозных сборов и пошлин.

Режим “B” – для крупных предприятий:
В период создания предприятие не оплачивает взимаемых ни пошлин, ни налогов, за исключением дорожного налога и налога на статистику. В период ведения хозяйственной деятельности предприятие освобождено от налога на производственную и торговую прибыль (BIC – фр. (Bénéfice Industriel et Commercial), а также от вывозных сборов и пошлин.

Режим “C” – режим налоговой стабилизации:
В период создания предприятие не оплачивает взимаемых ни пошлин, ни налогов, за исключением дорожного налога и налога на статистику. В период ведения хозяйственной деятельности предприятие освобождено от налога на производственную и торговую прибыль (BIC – фр. (Bénéfice Industriel et Commercial), а также от вывозных сборов и пошлин.

Сроки применения привилегированных режимов:
- 5 лет в зоне 1 (Котону (Cotonou) и его окрестности в радиусе 25 км);
- 7 лет в зоне 2 (Порто-Ново (Porto-Novo), Параку (Parakou), Боикон (Bohicon), Абомей (Abomey));
- 9 лет в зоне 3 (остальная территория Бенина).

Срок применения специальных режимов не может превышать 30 месяцев (период, необходимый для создания предприятия).

Бенин подписал конвенцию по Урегулированию Инвестиционных Споров (Settlement of Investment Disputes (SID) 10 сентября 1965 г., и также является членом Многостороннего Агентства по Гарантиям Инвестиций Всемирного банка (World Bank's Multilateral Investment Guarantee Agency (MIGA).

С 2001 г. в Бенине была проведена приватизации по следующим направлениям:
- телекоммуникации,
- системы обеспечения водой,
- электричество,
- сельское хозяйство.
К 2005 г. правительство Бенина приватизировало или ликвидировало более 150 принадлежащих государству компаний по производству цемента, текстиля, табачных изделий и пивоварения.

Морские порты расположены в Котону и Порто-Ново.
Терминал находится в Котону.

Перспективы экономического сотрудничества с Бенином.
- агропромышленность: консультационные услуги для повышения урожайности, строительство ирригационных систем, минеральные удобрения, сельскохозяйственная техника, оборудование для перерабатывающих сектора агропромышленного комплекса;
- производство продовольственных товаров;
- добывающая промышленность: проведение геологоразведочных и поисковых работ, поставки соответствующей техники и оборудования, предприятия по добыче и переработке сырья;
- рыболовство: развитие рыболовства для Бенина является одним из средств решения продовольственной проблемы. Также это сотрудничество должно быть дополнено налаживанием производства по переработке рыбы и море- продуктов с привлечением соответствующих технологий и специалистов, а также обеспечением транспортных услуг;
- обрабатывающая промышленность (особенно производство товаров массового потребления, текстильных изделий и др.). Национальная промышленность Бенина не обеспечивает спрос на внутреннем рынке на товары повседневного потребления. Согласно данным ЮНКТАД приблизительно пятую часть импорта Бенина составляют товары обрабатывающей промышленности. Это также относится и к товарам химической промышленности. С экономическим развитием в Бенине спрос растает и становится более разнообразным. Однако необходимо учитывать, что сравнительно низкий уровень жизни африканского населения ориентирует его на потребление дешевых товаров среднего качества. В этой связи целесообразно рассмотреть возможность осуществления поставок товаров массового потребления и химической промышленности или создания общих предприятий по производству таких товаров на территории Бенина;
- строительство. Для развития своей экономики Бенин нуждается в строительстве или восстановлении объектов энергетики, аграрной, добывающей промышленности, туризма, объектов по переработке сырьевых товаров, а также инфраструктуры, включая системы снабжения водой и электроэнергией, ирригационные сети и логистику и др.;
- электроэнергия;
- транспортные услуги;
- образование. Бенин имеет потребность в содействии по подготовке собственных специалистов, особенно по техническим специальностям;
- научное сотрудничество по океанографии и в агропромышленности;
- туризм. Бенин богат природными живописными ландшафтами. Кроме этого, владея уникальной природой, Бенин определяет для себя эту область как одну из наиболее перспективных в сфере продвижения сферы услуг.