Вход на сайт

Экономика Нигерии

Изображение-2: 

ВВП на душу населения – 2153 дол. США (2018, в текущих ценах, ЮНКТАД)
ВВП – 421,7 млрд. дол. США (2018, в текущих ценах, ЮНКТАД)
ВВП - валовой внутренний продукт - англ. gross domestic product - GDP
ВВП на душу населения - англ. GDP per capita

Экспорт (товары) – 60,6 млрд. дол. США (2018, в текущих ценах, ЮНКТАД)
Импорт (товары) – 43 млрд. дол. США (2018, в текущих ценах, ЮНКТАД)

Экспорт (услуги) – 4,8 млрд. дол. США (2018, в текущих ценах, ЮНКТАД)
Импорт (услуги) – 30,8 млрд. дол. США (2018, в текущих ценах, ЮНКТАД)

Главные статьи экспорта – нефть и нефтепродукты (95%), какао, резина.
Главные статьи импорта – промышленная продукция, химические продукты, транспортные средства, потребительские товары, продовольствие.

Нигерия богата нефтью. Долгое время страна страдала от политической нестабильности, коррупции, неразвитой инфраструктуры и плохого управления экономикой. Прежние военные правители Нигерии не смогли диверсифицировать экономику, чтобы избавить страну от полной зависимости от нефтяного сектора, который даёт 95 % валютных доходов и обеспечивает 80 % доходной части государственного бюджета. В последние годы правительство начало проводить рыночные реформы, приватизацию крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий и отменило регулирование цен на нефтепродукты. Правительство поощряет частный сектор в развитии инфраструктуры.

Нигерия одна из немногих африканских стран, которые могут похвастаться успехами в области кинематографии. Выпущенные за последние годы нигерийские фильмы принесли значительные доходы. Они продаются на местном и международном уровне. Эти кинофильмы популярны в других африканских странах и среди африканских иммигрантов в Европе www.en.wikipedia.org/wiki/Nigeria#Economy

Главные отрасли экономики
Основа экономики Нигерии – горнодобывающая промышленность, меньшей частью – сельское хозяйство, хотя до гражданской войны 1967-70 годов в экспорте Нигерии преобладали сельскохозяйственные товары.
В данное время нефтедобывающая промышленность – основа экономики Нигерии. Это – 1 в Африке и 8 в мире экспортер нефти. Нефть дает более 90% экспортных доходов страны. Ежедневно добывается 2,1 млн баррелей нефти (в 2008 г. – около 2,17 млн баррелей в день). Квота Нигерии в ОПЕК составляет 2,224 млн баррелей в день. Нигерия ежедневно производит около 572 тыс. баррелей нефтепродуктов, из них на экспорт идут около 67 тыс. баррелей. Доказанные запасы нефти, по разным данным, оцениваются от 25 млрд до 36 млрд баррелей. 65 % добываемой нефти — это лёгкие сорта с низким содержанием серы. Основные экспортные сорта — Bonny Light и Forcados [ru.wikipedia.org/wiki/Экономика_Нигерии].

В Нигерии нефть обнаружена в 1901 г., промышленная разработка месторождений началась в 1956 году, первая нефтяная скважина была пробурена в 1958 году. С 1970 г. нефть стала основой сырьевой базы горнодобывающей промышленности Нигерии. С 1971 года Нигерия является членом ОПЕК. В начале 1990-х годов Нигерия имела в своём распоряжении три полностью автоматизированных нефтяных терминала – в Бонне, Варри и Браси.

Залежи нефти выявлены на шельфе, в районе дельты р.Нигер и в бассейне р.Анамбры. Основные районы нефтедобычи находятся возле Порт-Харкорта в дельте р.Нигер и в Угелли, но в перспективе преимущество будет за разработкой месторождений шельфовых и в устье р.Крос.

Нигерия является одним из основных поставщиков нефти в Западную Европу и занимает пятое место по поставкам сырой нефти в США. В июне 2004 года поставки нигерийской нефти в США достигли 1,2 млн баррелей в день, что составляет 9,3 % американского импорта сырой нефти [ru.wikipedia.org/wiki/Экономика_Нигерии].

С начала XXI века деятельности иностранных компаний препятствуют неправительственные вооруженные формирования (МЕНД, Парни Бакасси, Африканские парни Эгбесу, Народные добровольческие отряды дельты Нигера – Боко Харам), осуществляющие взрывы и захват иностранных работников в заложники. В 2009 г., на фоне мировой рецессии, сообщалось, что нападения нигерийских боевиков на нефтедобывающие сооружения оказывали существенное влияние на цены мирового нефтяного рынка [ru.wikipedia.org/wiki/Экономика_Нигерии].

В Нигерии добываются также уголь, олово, касситерит и колумбит. Добыча каситерита и сопутствующего минерала колумбита (руды ниобия) производится открытым способом. После введения в эксплуатацию в 1962 г. оловоплавильного завода большая часть олова экспортируется в виде слитков. После 1960 года в связи с переходом железной дороги на дизельное топливо и появлением дешёвых и более экологически чистых нефтепродуктов началось сворачивание добычи угля [ru.wikipedia.org/wiki/Экономика_Нигерии].

В сельском хозяйстве Нигерии занято 65% населения. Основными продовольственными культурами являются ямс, батат и кукуруза. Многие земли орошаются. Выращиваются также какао-бобы (340 млн т), натуральный каучук (112 млн т) и хлопчатник (0.4 млн т.). Развито животноводств и рыболовство.

Лесное хозяйство. Около 90% заготовленной в Нигерии древесины используется как топливо для приготовления еды, хотя созданы лесные хозяйства, которые специализируются на производстве пиломатериалов, балансовой древесины и столбов для линий электропередач. В аридных зонах (Ари́дный кли́мат – сухой климат с высокими температурами воздуха, с большими суточными колебаниями, и малым количеством атмосферных осадков (100—150 мм/год) или полным их отсутствием) штатов Кану, Сокото и Борно созданы пояса лесопосадок, чтобы остановить наступление пустыни Сахара и обеспечить благоприятные условия для выпаса скота. В безлесных районах лугов и пастбищ ведутся лесовосстановительные работы с целью защиты площадей и борьбы с эрозией грунта. Заготовка древесины на экспорт и для внутреннего потребления ведётся в тропических лесах, их площадь – 133,7 тыс. кв. км, из них 21 тыс. кв. км – часть государственных заповедников.

Ремесленничество
В Нигерии развиты традиционные ремёсла – ткачество, гончарное дело, резьба по дереву (резные калебасы из Ойо, бенинские фигурки из бронзы и эбенового дерева, плетёные из рафии изделия из Икот-Екпене и расшитые ткани из Аквете и Исейина). В старинном городе Бенине ремесленные гильдии до настоящего времени контролируют резьбу по слоновой кости и изготовление железных предметов. По всей Нигерии продаются украшенные орнаментом кожаные и расшитые текстильные изделия, благодаря которым во времена работорговли центр их изготовления г.Кано стал известен в Западном Судане и Средиземноморье www.svit.ukrinform.ua/Nigeria/nigeria.php?menu=economy

Обрабатывающая промышленность
Обрабатывающая промышленность представлена предприятиями тяжёлой и лёгкой промышленности. Последняя представлена предприятиями по производству футболок, пластмасс и по переработке продуктов. Обрабатывающие предприятия по коже и текстилю сосредоточены в городах Кано (англ. Kano), Абеокута (англ. Abeokuta), Онича (англ. Onitsha) и Лагос (англ. Lagos) www.en.wikipedia.org/wiki/Nigeria#Economy

Большое промышленное производство сосредоточено вокруг Лагоса. Другие промышленные центры – Порт-Харкорт, Аба, Енугу, Кано и Кадуна. В Лагосе, Кадуне, Ибадане и Енугу работают заводы по сборке транспортных средств из импортных деталей.

К промышленным предприятиям, в которых правительству принадлежит контрольный пакет акций, относятся металлургический комбинат в Аджаокуте недалеко от Локоджи, металлургический завод в Аладжи возле Варри, сталепрокатные заводы в Ошогбо, Джосе и Кацине, целлюлозно-бумажные фабрики в Блу-Ибблу, возле Калабара, и в Ивопине, недалеко от Иджебу-Оди. В 1988 г. на базе нефтеперерабатывающего завода в Кацине и в Екпане, возле Варри, было создано нефтехимическое производство, а недалеко от Порт-Харкорта начал работать большой завод по производству азотных удобрений, частично субсидированный Експортно-импортным банком США www.svit.ukrinform.ua/Nigeria/nigeria.php?menu=economy

В Нигерии быстро развивается рынок телекоммуникаций. Недавно правительство начало расширять его инфраструктуру. Нигерия имеет космический спутник, работа которого контролируется Национальным космическим агентством по исследованиям и развитию со штаб-квартирой в г. Абужа (англ. Abuja). Кроме этого в Нигерии налажено автомобильное производство – для французского производителя автомобилей Пежо (фр. Peugeot), для английского изготовителя грузовиков Бедфорда (англ. Bedford), которая теперь является дочерней компанией Дженерал Моторз (англ. General Motors) www.en.wikipedia.org/wiki/Nigeria#Economy

Космические технологии
В сентябре 2003 года Нигерия стала третьей африканской страной (после ЮАР и Алжира), которая имеет собственный космический аппарат – нигерийский спутник "Nigeria Sat-1" запустили с космодрома Плесецк (российский космодром, расположен в 180 километрах к югу от Архангельска) для участия в международной системе мониторинга Земли "Disaster Monitoring Constellation"
www.svit.ukrinform.ua/Nigeria/nigeria.php?menu=economy

Энергосистема
Около 60% потребляемой энергии в Нигерии получают из древесины и древесного угля, 30% – из нефти и 11% – из природного газа, часть каменного угля и гидроэлектроэнергии незначительна. Есть тенденция увеличения потребления природного газа и древесины www.svit.ukrinform.ua/Nigeria/nigeria.php?menu=economy

Энергетический сектор Нигерии работает значительно хуже его предполагаемых возможностей, возможны отключения электричества.
В случае отключения электричества коммерческие и промышленные предприятия используют дизельные генераторы, которые управляются в частном порядке www.eoearth.org/article/Energy_profile_of_Nigeria#Production

Производство электроэнергии составляет – 21,92 млрд. кВт (2007 г.), потребление – 19,21 млрд. кВт (2007 г.) www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ni.html

Финансы
Национальная валюта Нигерии – найра (знак: ₦; код: NGN), содержит 100 кобо. Нигерия была последней страной, которая отказалась от валютной системы фунтов стерлингов. Найра была введена в 1973 г., заменив фунт стерлингов в соотношении 2 найра = 1 фунт.
Эмиссия нигерийской денежной единицы – найры – осуществляется Центральным банком Нігерии www.svit.ukrinform.ua/Nigeria/nigeria.php?menu=economy

Exchange Rate
1 US Dollar = 315 NGN, 1 euro = 336,13 NGN (13.04.2017)
www.finance.yahoo.com/currency-converter

Транспортная инфраструктура
Плохая инфраструктура – одна из проблем, которую правительство Нигерии стремиться решить в рамках Национальной экономической стратегии расширенного развития Нигерии (англ. Nigeria’s National Economic Empowerment Development Strategy – NEEDS).
Общая протяжённость железной дороги 3557 км, из них 52 км – стандартная колея, остальные пути – узкоколейка. Нигерия имеет две главных железнодорожных магистрали: Западная соединяет Лагос в заливе Бенин и г.Нгуру (англ. Nguru) в северном штате Йобе (англ. Yobe); восточная – Порт Харкорт (англ. Port Harcourt) в дельте р. Нигер и Майдугури (англ. Maiduguri) в северо-восточном штате Борно (англ. Borno). Две магистрали проходят через малонаселённый и относительно неразвитый в промышленном плане район среднего пояса. Железными дорогами в Нигерии управляет Нигерийская железнодорожная корпорация (англ. Nigerian Railway Corporation).
С целью улучшения состояния железнодорожной сети, правительство Нигерии планирует провести приватизацию Нигерийской железнодорожной корпорации. В рамках этой программы приватизации планируется предоставление трёх отдельных концессий на 25–30 лет частным компаниям для управления обслуживанием поездов в западных, центральных и восточных областях. Кроме этого, Нигерия прикладывает усилия для установления железнодорожного сообщения с другими странами, в частности с Нигером и Камеруном www.en.wikipedia.org/wiki/Transport_in_Nigeria

Точно так же правительство преследует стратегию частичной приватизации порта, предоставляя концессии частным операторам порта так, чтобы они могли улучшить качество портовых сооружений и управления www.en.wikipedia.org/wiki/Transport_in_Nigeria
Дорожная сеть Нигерии является наибольшей в Западной Африке и второй по величине в странах на юг от Сахары. Она составляет примерно 193,2 тыс. км (2004 г.), из них 29 тыс. км с твёрдым покрытием www.nationmaster.com/country/ni-nigeria/tra-transportation Однако они находятся в плохом состоянии.
В 2004 г. Федеральное Агентство по обслуживанию дорог Нигерии (англ. Nigeria’s Federal Roads Maintenance Agency – FERMA) начало ремонтировать федеральную сеть дорог протяжённостью 32 000 км, в 2005 г. FERMA начала более капитальное восстановление дорог.
Основными проблемами для обслуживания дорог являются дожди и плохое оборудование www.en.wikipedia.org/wiki/Transport_in_Nigeria
Большая часть дорог с твёрдым покрытием пролегает по территории нескольких штатов и объединяет районы, где осуществляются первоочередные правительственные проекты развития, а также столицы штатов с административными центрами провинций. В 1978 г. началась эксплуатация певрой скоростной магистрали Лагос – Ибадан. В 1980 г. аналогичная траса связала Лагос с Бенином, а чуть позднее было построено четырёхрядное шоссе Порт-Харкорт – Енугу и Енугу – Онича www.svit.ukrinform.ua/Nigeria/nigeria.php?menu=economy
Водные пути внутри Нигерии составляют 8600 км. Основные реки Нигерии – Нигер и его наибольший приток Бенуе. Их главные притоки – Сокото, Кадуна и Гонгола, а также реки, которые впадают в озеро Чад, начинаются на плато Джос, которое является гидрографическим центром Нигерии. Судоходство на этих и реках Имо и Крос ограничено из-за порогов и водопадов, а также резких сезонных колебаний воды. На Нигере круглый год поддерживается движение суден до города Онича (где построен мост через реку), а с июня по март – до Локоджи. В сезон дождей судна курсируют до Джебби. По Бенуе пароходы заходят в Йолу, но навигация осуществляется только четыре месяца – с июля по октябрь www.svit.ukrinform.ua/Nigeria/nigeria.php?menu=economy
Самый длинный водный путь – это река Нигер и ее приток река Бенуэ (англ. Benue River), но наиболее используемый водный путь, особенно большими мощными и торговыми судами, находятся в дельте Нигера, все реки, протекающие по побережью от Лагосской Лагуны (англ. Lagos Lagoon) до реки Кросс (англ. Cross River) на юго-востоке Нигерии www.en.wikipedia.org/wiki/Transport_in_Nigeria
Завершение в 1965 г. работ по реализации проекта Ескравос-Бар дало возможность океанским суднам принимать грузы в полном объёме в южных портах поблизости от Бенин-Сити – Сапеле, Варри и Буруту.
Развитие нефтедобывающей промышленности привело к возрождения порта в Бонни, который вместе с Буруту является нефтяным терминалом. Во время гражданской войны, когда Порт-Харкорт был в блокаде, порт Варри стал главным портом, который обслуживал нефтяную промышленность дельты реки Нигер. Перегруженность Лагоса и Порт-Харкорта, вызванная увеличением внешнеторговых операций, стимулировала модернизацию портов Калабар, Варри, Сапеле и Буруту и строительство десятиуровневого океанского терминала в портовом районе Лагоса – Тин-Кан-Айлендс, остров недалеко от Лагоса www.svit.ukrinform.ua/Nigeria/nigeria.php?menu=economy
Морские порты – Калабар (англ. Calabar), Лагос (англ. Lagos), Оне (англ. Onne), Порт-Харкорт (англ. Port Harcourt), Сапеле (англ. Sapele), Варри (англ. Warri).
Терминалы – Бонни (англ. Bonny), терминалы поблизости от берега, Калабар (Calabar), Лагос (Lagos).

Необходимо указать, что Международное Морское Бюро сообщает о территориальных и оффшорных водах в дельте Нигера и Гвинейском заливе как о высоко рисковых районах относительно пиратства и вероятности вооруженных ограблений судов; много раз торговые суда (как на якоре, так и в море) подверглись нападению или могли быть угнаны [www.nationmaster.com/country/ni-nigeria/tra-transportation].
Международные аэропорты – в Лагосе, Кано, Порт-Харкорте, Илорине (возле Лагоса), Калабари, Майдугури, Абудже.

Логистика
На внутренних рынках Нигерии ведётся активная торговля продуктами питания, кустарными изделиями, промышленными товарами зарубежного и отечественного производства. Доставка товаров осуществляется автомобильными дорогами, по железной дороге, речным транспортом – катерами и лодками. Наибольшим центром оптовой и розничной торговли продовольственными и потребительскими товарами (импортными и местного производств) является огромный современный рынок в Ониче (восстановлен после гражданской войны).

Другие важные центры торговли – Аба, Кано и Ибадан. Наибольшие города имеют универсальные магазины и большие рынки под открытым небом, а в центрах сельских районов и вдоль магистралей в городских зонах часто встречаются небольшие торговые лавки. В сельской местности много сезонных рынков, куда приезжают скупщики-оптовики скупать у селян их продукцию (продовольственные товары экспортные культуры) с целью перепродажи.

По данным Всемирного Банка среди 155 стран по Индексу исполнения логистики (англ. – Logistics Performance Index – LPI) Нигерия находится на 121 месте (по шкале от 1 – самый низкий показатель, до 5 – самый высокий показатель) LPI составляет 2,45 (2012) http://siteresources.worldbank.org/TRADE/Resources/239070-1336654966193/LPI_2012_rankings.pdf]